«Дар Молодежи» Польша1982
«Дар Млодзежи» — образец нового поколения судов с прямой оснасткой, отличающихся многими технологическими нововведениями. Так, все реи здесь фиксированы, то есть их не приходится поднимать на соответствующие мачтовые позиции при установке парусов. Мачты делаются в виде конических односекционных труб без дублирующих конструкций. Верхушки их треугольные, а не в традиционной форме буквы «D»; на пересечении брамселя и бом-брам-реи помещаются одинаковые и меньшегоразмера площадки.
Первое польское учебное судно «Львов», в прошлом британский торговый барк постройки 1869 г., пустили в эксплуатацию в 1921 г. В 1930 г. «Львов» заменили Полно-оснащенным судном «Дар Поморжа» («Дар Померании», бывшая немецкая «Принцесса Этель Фридрих», построенная в 1909 г.). В 1972 г. это судно первым из флотилии стран восточного блока приняло участие в парусных соревнованиях и с тех пор выступает на них регулярно. В 1981 г. парусник встал на прикол в польском порту Гдыня. На смену «Дару Поморжа» пришел «Дар Млодзежи» («Дар Молодежи») — корабль назвали так потому, что его строительство финансировали польские молодежные организации. Проект разработал Зигмунт Корен, создатель баркентины «Погория» (спущена на воду в 1980 г.).
Как правило, учебные суда отличаются унаследованными от старых военных кораблей открытыми палубами, где курсанты спят в подвесных койках, питаются и учатся. Корпус «Дара Млодзежи» — со спардеком, то есть пространство главной палубы между приподнятой кормой и полубаком закрыто, что обеспечивает дополнительную площадь, а корму заподлицо с баком соединяет спардек. Палубное пространство поделено на 25-местные спальные отсеки, что позволяет размещать курсантов повахтенно, с тем чтобы они сменялись ночью, не беспокоя товарищей. Есть также отдельные лекционные помещения и кают- компания. На корме имеется прямоугольный транец с иллюминаторами, что обеспечивает приток дневного света в главную офицерскую кают-компанию, служащую также в качестве приемной для почетных гостей.
Корабль был построен на Гданьской верфи им. Ленина, в том самом городе и в то самое время, когда появилось движение «Солидарность», приведшее через 9 лет к краху социалистического строя в Польше. После падения этого режима верфь переименовали; однако по иронии судьбы производство также пало жертвой политических перемен и закрылось в 1997 г. как неприбыльное.
«Дар Молодежи» стал первым в серии из 6 судов. Пять прочих были построены в Польше в 1987—1990 гг.: «Мир» (ныне принадлежит России), «Дружба» (Украина), «Паллада» (Россия), «Херсонес» (Украина) и «Надежда» (Россия). »Дар Млодзежи» был спущен в 1982 г., регулярно принимал участие в парусных соревнованиях и совершил множество походов, среди них плавание в Японию (1983) и участие в трансатлантических состязаниях в Квебеке (1984).
В 1987—1988 гг. корабль ходил в кругосветное плавание через мыс Горн с посещением мероприятий по случаю празднования 200-летия Австралии в Сиднее. В 1992 и 2000 гг. парусник участвовал в трансатлантических гонках; в 1996 г. состязался на маршруте Гонконг—Осака. С 1990 г. личный состав курсантов сократился с 150 до 120 человек, что позволило предоставлять 30 платных мест тем, кто желает потренироваться в парусном деле и постоять на вахте.
Парусник был построен на Гданьской судоверфи им. Ленина на средства, собранные польской молодёжью под патронатом партийного руководителя Гданьска Тадеуша Фишбаха.
В 1983 г. одержал победу на регате в Японии, годом позднее в канадской гонке Tall Ships' Races. Самыми успешными для него стали регаты «Операция «Парус-82» в Лиссабоне и «Парус Осаки-97».
«Дар Молодёжи» стал первым из серии учебных парусных фрегатов, построенных для СССР на Гданьской судоверфи: «Дружба» (Одесса), «Мир» (Ленинград), «Херсонес» (Херсон), «Паллада» (Владивосток) и «Надежда» (Владивосток).
Основные технические характеристики судна
Тип: фрегат Страна: Польша Владелец: Морская академия в Гдыне Порт приписки: Гдыня Позывной: SQLZ Год постройки: 1982 Место постройки: Гданьская судоверфь (код проекта - B95/1) Главный конструктор: Зигмунд Хорен Материал корпуса: сталь Водоизмещение: 2946 тонн Длина по палубе: 94,2 м с бушпритом: 109,2 м Ширина: 14 м Осадка: 6,6 м Высота максимальная: 50,1 м мачты: 49,5 м; 49,5 м; 46,5 м Площадь парусов: 3 015 м2 Число парусов: 26, в том числе: 14 прямых, 1 косой, 11 трисельных Двигательная установка: 2 дизеля по 552 кВт Ходовые характеристики: под парусами: максимальный дневной переход: 264.7 миль (средняя скорость 11.29 узлов) максимальная скорость под парусами: 17.8 узлов скорость на двигателях: максимальная: 12 узлов крейсерская: 9 узлов Экипаж: 176 человек постоянный: 33 + 4 преподавателей практиканты: 120 + 16 (6 кубриков по 20 мест) Автономность: 45 дней Стоимость: 541 300 000 старых злотых
Государство флага Польша Принадлежит Морская академия в Гдыне Порт приписки Гдыня Место постройки Гданьская судоверфь Спущен на воду 1982 Выведен из состава флота Современный статус Учебное судно Основные параметры Тип парусного вооружения фрегат Число мачт 3 Материал корпуса сталь Водоизмещение 2946 т Длина 109,2 м Ширина 14 м Высота борта Осадка 6,6 м Высота мачт 50,1 м Число парусов 26 Площадь парусов 3015 м? Остальные характеристики Силовая установка Дизель 2х552 кВт Автономность плавания 45 суток Скорость до 17,8 узлов Постоянный экипаж 37 Число практикантов 134
Год постройки 1980 Конструкция 3игунт Корен Верфь им. Ленина, Гданьск (Польша) Владелец Морская академия (Гдыня, Польша) Флаг Польша Оснастка полная Тип учебное судно Материал сталь Макс. длина 108,8 м Длина корпуса 94,8 м Ширина 14 м Осадка 6,37 м Тоннаж 2385 дл. т, 355 кор. т Водоизмещение 2946 т Парусная площадь 3015м2 Двигатель 2х750л.с. «Жигельски Сульцер» Эксплуатация учебное и «гражданское» тренировочное парусное судно Личный состав 40 чел. команды, 4 инструктора, 120 курсантов и 30 платных учащихся
|