Парусник «Дружба» 1987
Трехмачтовый и трехпалубный фрегат был построен на Гданьской судоверфи в 1987г. как учебное судно. Элегантный современный парусник, численностью экипажа 50 человек, принимает на борт 144 курсанта. Фрегат "Дружба" обладает хорошими мореходными и маневренными качествами. В настоящее время судно принадлежит Одесской морской академии. Парусник “Дружба" находится в числе 5-ти аналогичных построенных в начале 60-х годов на верфях Польши для морских ВУЗов СССР и предназначен для подготовки курсантов мореходных училищ. Сейчас учебное судно состоит на балансе Одесской национальной морской академии. В ПНР по типу парусника «Дар Млодзежи» построены для СССР парусники «Дружба» (для ОВИМУ), «Мир» (для ЛВИМУ), «Херсонес» (для Черноморского отряда учебных судов), спущен на воду и достраивается парусник «Паллада» (для ДВИМУ), «Надежда» (для Высшего морского училища им. Г. И. Невельского . Судно строилось под надзором Польского Регистра судов по правилам, согласованным и одобренным Регистром СССР на класс КМ1F, как учебный парусник, но может использоваться и как туристическое и как научно-исследовательское судно. По своим техническим данным оно соответствует требованиям всех современных международных конвенций, в том числе по безопасности мореплавания, предотвращению загрязнений морскими судами, правил прохождения Кильского и Суэцкого каналов и др. Район плавания почти неограниченный, за исключением приполярных зон. Судно однокорпусное, трехмачтовое, трехпалубное. Рангоут, такелаж и паруса обслуживаются вручную. Три непрерывные палубы имеют седловатость, верхняя палуба — нормальную погибь бимсов. Корма транцевая с ахтерштевнем открытого типа из листовой стали. Форштевень типичный для парусных судов клиперского типа. Бушприт круглого сечения архитектурно скомпонован как продолжение тянущегося вперед и вверх корпуса. На верхней палубе размешены три одноярусные рубки. На кормовой рубке, имеющей «крылья», вынесенные к бортам, размещен ходовой мостик. Судно имеет полное парусное вооружение. Площадь парусов судов, продолжающих серию, будет на 10% меньше площади парусности судна «Дар Млодзежи» (2963 м2 — у следующего судна серии) Площадь отдельных парусов приведена ниже.
Площадь парусов, м2, парусника «Дружба»
Летучий кливер 64,3 Вом-кливер 71,3 Кливер 72,5 Средний кливер 79,3 Фор-стень-стаксель 71,7 Фок 201,5 Нижний фор-марсель 111,8 Верхний фор-марсель 113,1 Фор-брамсель 114,2 Фор-бом-брамсель 111,5 Грот-стень-стаксель 120,0 Грот-брам-стаксель 78,0 Грот-бом-брам-стаксель 72,0 Грот 201,5 Нижний грот-марсель 111.8 Верхний грот-марсель 113,1 Грот-брамсель 114,2 Грот-бом-брамсель 111,5 Крюйс-стень-стаксель 67,2 Крюйс-брам-стаксель 60,4 Крюйс-бом-брам-стаксель 58.2 Нижний крюйсель (нижний крюйс-марсель) 100,8 Верхний крюйсель (верхний крюйс-марсель) 91,2 Крюйс-брамсель 106,6 Крюйс-бом-брамсель 75,7 Бизань 154,0 Всего 2647,0
В рангоутном хозяйстве судна много новинок и интересных деталей. Польские мастера наконец-то отказались от традиционного способа сочленения мачт с их продолжением — стеньгами всех степеней. Оставлены (и не только в качестве символики) марсовые площадки, марсы, салинги и брам-салинги. Но полностью устранены эзельгофты, чиксы, краспицы, шлагтовы и другие атрибуты крепления мачт и прочего, к ним относящегося. Мачты стальные сварные, состоят из двух частей с модифицированным фланцевым соединением. Их характерные размеры и толщины выбраны в соответствии с правилами Германского Ллойда, сохраняющими силу в части рангоута с 1905 г. Все мачты наклонены в корму под одинаковым углом (2°) к вертикали. Высота мачт в сборе от КВЛ следующая: фок-мачты — 49,2, грот-мачты — 49,5 и бизань-мачты — 48,4 м. В отличие от традиционных парусников прямого вооружения на судне отсутствуют подъемные реи. Они стационарно закреплены на бейфутах и могут при помощи брасов свободно вращаться по горизонту. Весь стоячий такелаж стальной жесткий. Бегучий такелаж — в основном из синтетических тросов. Рулевая электрогидравлическая машина обеспечивает перекладку руля от 35° одного борта до 35° другого за 28 секунд. Руль балансирный, пустотелый. Якорное и швартовное устройства оборудованы на базе электрического брашпиля, имеющего две швартовные турачки. Якорь поднимается со скоростью 10 м/мин при глубине. 100 м. Имеются три якоря Холла массой по 1500 кг, один из них — запасной. В корме установлен швартовный шпиль. Расположение швартовных кнехтов киповых планок и роульсов обычное судовое. На судне 4 спасательные пятидесятишестиместные шлюпки и 12 десятиместных спасательных плотиков, размещенных на верхней палубе в пластмассовых контейнерах с гидравлическими размыкателями. Жилые, служебные и хозяйственные помещения расположены на верхней и главной палубах и твиндеке. В состав жилых помещений входят: отдельный салон, каюта капитана с кабинетом, спальней, санузлом; одноместная каюта с изолированным санузлом для старшего помощника капитана; 5 одноместных кают с санузлами для старшего командного состава, 10 одноместных кают для среднего командного состава; 14 двухместных кают для рядового судового состава. Для курсантов предусмотрено 12 двенадцатиместных кубриков. Помещения командного состава находятся на главной палубе и в кормовой части твиндека, помещения команды — в средней и носовой частях твиндечной палубы. На главной палубе расположены жилые кубрики курсантов, отсек медицинской службы, кают-компания курсантов и учебные классы. На твиндечной палубе находятся санитарные и хозяйственные помещения, кладовые, мастерская, такелажная, тросовая, камбуз и помещение отдыха команды. В трех рубках предусмотрены штурманская рубка с походной каютой капитана или лоцмана, радиорубка с мастерской по ремонту радиоаппаратуры, а также учебная штурманская рубка. Машинное отделение оборудовано двумя дизелями по 564 кВт в помощь парусам. Они замыкаются на одноступенчатый редуктор. Гребной винт — регулируемого шага; в целях уменьшения сопротивления при движении под парусами его лопасти могут быть развернуты во флюгерное положение. Парусным судам Дружба, Мир, Херсонес, Паллада и последнему, еще живущему в заводских чертежах, предстоит плавать в следующем веке! Какими будут эти плавания, кто будет управлять судами, кого они будут учить, покажет время.
Характеристики парусника «Дружба».
длина корпуса, м 94,8 длина между перпендикулярами, м 79,4 Ширина на миделе, м 14,0 Высота борта до верхней палубы, м 10,95 Высота до палубы переборок, м 7,8 Средняя осадка от основной, м 6,0 Водоизмеiцениё при расчетной осадке, т 2946 Число Врюса 3,8 Мощность вспомогательного двигателя, кВт 2Х564 Скорость на испытаниях при 85%-ной мощности, уз 11 Автономность плавания, сут 45 Экипаж, чел 50 Число преподавателей б Число курсантов 144
|